Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-13 «О модельном законе «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»»

Постановление - Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств от 7 декабря 2002 г. № 20-13 "О модельном законе "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий""
———————————————
n20200138

О модельном законе "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"
Постановление
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
от 7 декабря 2002 г. № 20-13
(Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 2003 г., № 30)

Место принятия (подписания)
Санкт-Петербург

Рубрики документа
40 -- Законодательные акты рекомендательного характера в сфере международного сотрудничества. Модельные законы

Ключевые слова документа
Интеллектуальная собственность, Коммерческая тайна, Модельный законодательный акт.

———————————————

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
7 декабря 2002 г. № 20-13
г.Санкт-Петербург

О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГОСУДАРСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности проект модельного закона "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", Межпарламентская Ассамблея ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять модельный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" (прилагается).
2. Направить парламентам государств - участников МПА СНГ указанный модельный закон и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.

Председатель Совета Ассамблеи С.М.Миронов

Принят на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление № 20-13
от 7 декабря 2002 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О реализации прав государства на объекты интеллектуальной
собственности в сфере науки и технологий

Настоящий модельный Закон в целях повышения конкурентоспособности национальной промышленности и экономики государств - участников СНГ за счет применения новых технологий и других результатов научно-технической деятельности, полученных при финансовой поддержке государства, устанавливает организационные и правовые основы отношений между научными организациями, предприятиями различных форм собственности и органами государственной власти, органами местного самоуправления в области разработки, распространения и использования объектов интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и сфера действия Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, полученные при бюджетном финансировании:
- включенных в состав имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- включенных в состав имущества специализированных государственных учреждений и фондов;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом и другими законами.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
ноу-хау - ценные знания, технологии, конструктивные решения и другие результаты интеллектуальной деятельности, представляющие реальную или потенциальную коммерческую ценность (секреты производства) и охраняемые их обладателями в режиме коммерческой тайны;
заявитель - обладатель ноу-хау, подавший заявку на его регистрацию и представивший необходимую для этого информацию;
регистрационный сбор - денежный взнос, уплачиваемый заявителем при подаче заявки на регистрацию ноу-хау с целью покрытия затрат на регистрацию;
технологический брокер - коммерческая или некоммерческая организация, специализирующаяся на совершении сделок по приобретению и реализации прав интеллектуальной собственности, в том числе от имени и по поручению специализированного учреждения (принципала) на основе агентского соглашения с ним;
простая безотзывная лицензия - лицензия, предоставляющая ее владельцу неисключительные права на использование определенного объекта интеллектуальной собственности без возможности передачи таких прав третьим лицам, не связанным с обеспечением государственных нужд, и не подлежащая отзыву или оспариванию со стороны владельца исключительных прав на этот объект интеллектуальной собственности;
опцион - определяемая по усмотрению государства и на его условиях в соглашениях о совместных (с участием государства) исследованиях возможность приобретения другой стороной прав на получаемые в ходе исследований результаты интеллектуальной деятельности.

Статья 3. Государственная политика в сфере реализации прав
государства на объекты интеллектуальной
собственности

1. Государственная политика в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий направлена на повышение конкурентоспособности национальной промышленности; обеспечение полного использования бюджетных средств, инвестированных в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; поощрение передачи результатов научно-технической деятельности, финансируемой из государственного бюджета, в малый бизнес и реализуется путем:
- определения национальных интересов и приоритетов, целей, направлений и форм деятельности органов государственной власти в области планирования, разработки и использования результатов интеллектуальной деятельности;
- создания государственными органами исполнительной власти структур, изучающих спрос на технологии и стимулирующих их передачу и применение, а также координации их деятельности;
- осуществления государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны;
- содействия развитию технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства;
- проведения совместных (с участием государства) исследований и разработок;
- стимулирования использования лучших разработок, финансируемых из средств государственного бюджета, в государственном, муниципальном и негосударственном секторе экономики;
- создания национальной информационной службы с целью сбора, обработки и распространения научной и научно-технической информации;
- поддержки лиц, деятельность которых способствует освоению новой техники и технологии национальной промышленностью и другими сферами экономики; поощрения обмена научно-техническим персоналом между промышленностью и государственными научными центрами;
- защиты национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества;
- осуществления контроля и надзора за реализацией прав государства на результаты интеллектуальной деятельности.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют реализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности через государственные и муниципальные предприятия и организации.
3. Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ из государственного бюджета, бюджета субъекта федерации (для федеративных государств) или муниципального бюджета является основанием для возникновения имущественных прав, в том числе права государства, субъектов федерации (для федеративных государств) или органов местного самоуправления на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
4. Инвестирование средств бюджета государства, бюджета союзной республики, существовавшей в составе СССР, и той части бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки может быть основанием для заключения соглашений о возврате инвестиций. Такие соглашения заключаются между государством в лице уполномоченного правительством государственного органа исполнительной власти и организациями, использующими полученные результаты интеллектуальной деятельности и не приобретшими ранее имущественных прав на такое использование.

Статья 4. Реализация государственной политики на национальном
уровне

1. Государственную политику в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности на национальном уровне осуществляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области науки и технологий:
- осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию и проведению государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при организации международного сотрудничества и создании и функционировании национальной информационной службы;
- осуществляет контроль за соблюдением прав государства на объекты интеллектуальной собственности, имеющие приоритетное народнохозяйственное значение и созданные за счет средств государственного бюджета;
- определяет порядок государственной регистрации и учета результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;
- формирует базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет средств государственного бюджета, и их результатам;
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и иных результатов научно-технической деятельности, в передаче и использовании технологий.
3. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области управления государственным имуществом определяет порядок инвентаризации и оценки стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие государству, а также осуществляет лицензирование такой деятельности.
4. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области юстиции обеспечивает правовую защиту национальных интересов в сфере реализации его прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при осуществлении международного сотрудничества.
5. Государственные органы исполнительной власти, выступающие в роли государственных заказчиков на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, вправе включать в государственные контракты условия, касающиеся распределения имущественных прав на получаемые результаты интеллектуальной деятельности. Такие условия должны формулироваться применительно к конкретным результатам, которые предполагается получить, и конкретным правомочиям, которые предполагается закрепить по требованию государственного заказчика за определенным лицом на определенной в государственном контракте территории.
Государственные органы исполнительной власти, как правило на конкурсной основе, размещают среди организаций государственные контракты на выполнение функций технологических брокеров, содействие продвижению в промышленность результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по заказам данного государственного органа. Исполнители таких государственных контрактов в соответствии с условиями контракта должны способствовать передаче результатов двойного назначения для использования в гражданском секторе организациями всех форм собственности.

Статья 5. Реализация государственной политики на региональном
уровне (для федеративных государств)

1. Субъекты федерации реализуют принадлежащие им права на результаты интеллектуальной деятельности через государственные унитарные предприятия, находящиеся в их собственности.
2. Субъекты федерации создают на своей территории центры обмена информацией о новых технологиях и потребностях в технологиях со стороны промышленных предприятий всех форм собственности, включая малые предприятия.

Статья 6. Реализация политики на муниципальном уровне

1. Органы местного самоуправления реализуют принадлежащие муниципальному образованию права на результаты интеллектуальной деятельности через муниципальные унитарные предприятия.
2. Муниципальные образования с градообразующими научно-производственными комплексами (наукограды) для включения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности могут создавать центры обмена информацией о новых технологиях и потребностях в технологиях со стороны промышленных предприятий всех форм собственности.

ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ, ФИНАНСИРОВАНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ
В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА

Статья 7. Определение приоритетов в области разработки
и использования результатов интеллектуальной
деятельности

1. Национальные интересы страны в области использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных при финансовой поддержке со стороны государства и (или) по заказам государственных органов исполнительной власти, определяются главой государства и высшим органом законодательной власти.
2. Подготовка государственных программ в области науки и технологий, определение приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется правительством государства в соответствии с национальными интересами.
3. Планирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственных программ осуществляется соответствующими государственными органами исполнительной власти. Размещение заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Законом, другими законами и нормативными актами государственных органов исполнительной власти, организующих такие конкурсы.

Статья 8. Государственные контракты

1. В государственном контракте на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должны быть сформулированы условия распределения исключительных прав (интеллектуальной собственности) на ожидаемые охраноспособные результаты. В обязательном порядке должны быть указаны лицо, получающее право подавать заявки на патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, и порядок перехода этого права к другим лицам в случае нарушения обязательных условий, предусмотренных данным государственным контрактом (срок подачи заявок и т.п.).
2. В государственном контракте не должны содержаться условия, препятствующие использованию полученных результатов в национальной промышленности в силу их несовместимости с установленными правилами патентования, бухгалтерского учета и других операций, совершаемых при введении этих результатов в гражданский оборот. В государственном контракте не должны содержаться условия, закрепляющие право патентования за государственными органами или организациями, не имеющими права вести хозяйственную деятельность.
3. Если при выполнении государственного контракта получен патентоспособный результат, не предусмотренный условиями данного контракта, то государственный заказчик получает простую, безотзывную лицензию на его использование, но не может претендовать на получение исключительных прав.

Статья 9. Конкурсы на размещение государственных контрактов

1. Размещение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется на открытых конкурсах за исключением случаев, предусмотренных пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Открытые конкурсы проводятся в соответствии с правилами, устанавливаемыми соответствующими государственными органами исполнительной власти.
2. Закрытый конкурс на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ проводится в тех случаях, когда известен полный список возможных исполнителей государственного контракта. В этом случае каждый участник конкурса приглашается к участию в нем индивидуально.
3. В случае проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые по согласованию с уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области науки и технологий могут быть выполнены только одним конкретным исполнителем, конкурс на размещение государственного контракта не проводится.

Статья 10. Координация исследований в научно-технической сфере

1. С целью предотвращения дублирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам уполномоченный государственный орган исполнительной власти осуществляет координацию деятельности в научно-технической сфере государственных органов исполнительной власти и подчиненных им научных организаций.
2. Уполномоченный государственный орган исполнительной власти организует ведение учета в соответствии с международными стандартами всех проводимых в стране по государственным контрактам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
3. Каждой научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работе должен присваиваться специальный номер, позволяющий точно определить ее место в международной классификации и провести сравнение с ранее выполненными работами и их результатами.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОХРАНЯЕМЫХ В РЕЖИМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Статья 11. Основные положения государственной регистрации
результатов интеллектуальной деятельности,
охраняемых в режиме коммерческой тайны

1. Настоящим Законом устанавливаются общие принципы государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Порядок регистрации и правила сбора, хранения, учета информации о возможных способах использования ноу-хау с целью включения их в гражданский оборот и максимально полного использования при соблюдении законных интересов обладателей имущественных прав на ноу-хау (включая авторов ноу-хау), определяются положением, утверждаемым правительством страны.
2. Регистрация ноу-хау направлена на решение следующих задач:
- предоставление обладателям имущественных прав на ноу-хау поддержки со стороны государства и дополнительных возможностей при защите этих прав в случае их нарушения третьими лицами;
- создание условий для защиты прав авторов на получение вознаграждения при использовании ноу-хау обладателями имущественных прав, а также личных неимущественных прав авторов, в том числе права авторства и права на имя при раскрытии информации, составляющей ноу-хау;
- получение уполномоченным государственным органом достоверной информации об имеющихся в стране ноу-хау;
- ведение государственного мониторинга в сфере гражданского оборота ноу-хау, учета результатов мониторинга при разработке и реализации государственной политики в сфере науки и технологий;
- создание открытой информационной системы о зарегистрированных ноу-хау, возможности их приобретения и применения.
3. Регистрация ноу-хау осуществляется по инициативе обладателя имущественных прав на ноу-хау уполномоченным государственным органом исполнительной власти или по поручению этого органа организацией, осуществляющей деятельность в сфере научно-технической информации. Основанием для регистрации является заявка, подаваемая обладателем имущественных прав на ноу-хау в установленном порядке.
4. Регистрация ноу-хау осуществляется после уплаты регистрационного сбора по формальному принципу без проведения экспертизы по существу, если этого не требует обладатель имущественных прав на регистрируемое ноу-хау.
5. При регистрации информация о ноу-хау, его авторе, обладателе имущественных прав на ноу-хау заносится в специальный реестр, на основании чего обладателю имущественных прав на зарегистрированное ноу-хау выдается свидетельство о регистрации.

Статья 12. Информация, представляемая заявителем при
регистрации ноу-хау

1. При регистрации заявитель предоставляет в обязательном порядке информацию о ноу-хау, его авторе (авторах), обладателе имущественных прав на ноу-хау, а также иных лицах, которым в силу служебного положения, исполнения профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, договора либо на ином законном основании известно о данном ноу-хау.
2. Сведения, составляющие описание ноу-хау, представляются в таком объеме и степени детализации, которые не раскрывают сущность ноу-хау, но позволяют судить о его действительной или потенциальной коммерческой ценности.
3. Сведения о лицах, которым на законном основании известно о конкретном ноу-хау, обновляются по мере изменения их состава.
4. Заявитель по своему усмотрению может включить в заявку о регистрации сведения о возможных способах использования регистрируемого ноу-хау и потенциальных покупателях лицензий на его использование.

Статья 13. Обязательная регистрация ноу-хау

1. В случае, когда результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, созданы с привлечением средств государственного бюджета, бюджета субъекта федерации (для федеративных государств) или муниципального бюджета, принцип добровольности регистрации может быть ограничен в целях обеспечения приоритета национальной промышленности в использовании полученных результатов.
2. Регистрация ноу-хау, полученных при выполнении государственных контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, обязательна в следующих случаях:
- если такое требование является одним из условий государственного контракта;
- если государственным контрактом предусмотрено закрепление прав на получаемые результаты за государством в лице заказчика, иного государственного органа или организации;
- если регистрация является необходимым условием для выплаты вознаграждения авторам ноу-хау.
3. Регистрация ноу-хау, охраняемых в режиме коммерческой тайны, полученных при выполнении государственных контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, может осуществляться также по инициативе автора (авторов).

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНЫХ
(С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА) ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Статья 14. Центры совместных (с участием государства)
исследований

Центры совместных (с участием государства) исследований (далее - центры совместных исследований) создаются соответствующими государственными органами исполнительной власти с участием государственных научных центров и университетов с целью обеспечения ускоренного продвижения перспективных технологий в экономику через:
- участие специалистов государственных научных центров, университетов и промышленных предприятий в совместных исследованиях;
- образование и обучение сотрудников в процессе совместных исследований;
- усовершенствование механизмов обмена научно-технической информацией;
- использование в негосударственном секторе экономики знаний и опыта, накопленных в государственных научных центрах и университетах;
- обеспечение возобновляемой финансовой основы для проведения исследований за счет получения грантов от государственных органов, лицензионных платежей от использования ранее полученных результатов, взносов промышленных предприятий и т.д.;
- научную экспертизу технологических и промышленных идей и разработок;
- обучение персонала промышленных предприятий;
- выполнение иных функций, предусмотренных действующим законодательством о центрах совместных исследований.
Порядок организации и деятельности, задачи и функции центров совместных исследований определяются положениями о таких центрах, утверждаемыми постановлениями правительства страны.

Статья 15. Соглашения о совместных исследованиях и разработках

1. Государственный орган исполнительной власти вправе делегировать подчиненному государственному научному центру или иной научной организации право заключать соглашения о совместных исследованиях от имени соответствующего государственного органа.
2. Согласно соглашению, заключенному в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, государственный научный центр (научная организация) может предоставлять другой стороне опцион для приобретения на приемлемых условиях прав на получаемые результаты интеллектуальной деятельности - объекты интеллектуальной собственности от имени государства. При этом во всех случаях за государством сохраняется право на простую безотзывную лицензию на использование данного объекта интеллектуальной собственности в любой стране мира.
3. Порядок и процедура заключения соглашений о совместных исследованиях и разработках определяются государственным органом исполнительной власти. Однако отсутствие такого порядка не может служить препятствием для заключения соглашения.
4. Государственная научная организация, в том числе государственный научный центр, вступающая в соглашение о совместных исследованиях с негосударственными организациями, может расходовать средства, полученные по таким соглашениям, только на выплату вознаграждений авторам (изобретателям); на профильные для данной организации исследования; на другие, предусмотренные настоящим Законом, цели.

Статья 16. Гранты и соглашения о финансовой поддержке
совместных исследований и разработок

1. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законами, возможно предоставление безвозвратных грантов на проведение научных исследований и (или) связанных с ними организационных мероприятий, а также предоставление финансовой помощи с закреплением определенных соглашением прав за государством в лице уполномоченного государственного органа, оказывающего помощь. Общая сумма помощи, предоставляемой в такой форме, не может превышать 75% от общей стоимости выполняемой программы исследований и разработок.
2. Заявка на получение гранта или финансовой помощи должна быть составлена в форме, устанавливаемой государственным органом, предоставляющим помощь.
3. Отчеты об использовании полученных средств хранятся в течение трех лет для обеспечения возможности проведения аудита.

Статья 17. Распределение лицензионных платежей за использование
результатов интеллектуальной деятельности,
полученных в результате совместных исследований
и разработок

1. За исключением случаев, особо оговоренных настоящим Законом или другими законами, лицензионные платежи за использование результатов интеллектуальной деятельности, полученные в соответствии с лицензионными соглашениями, поступают на счет организации-разработчика и распределяются следующим образом:
- руководство организации должно выплачивать автору (изобретателю) и соавторам каждый год действия лицензионного соглашения: в первый год - 100 минимальных размеров оплаты труда, в последующие годы - не менее 15% от получаемых лицензионных платежей;
- руководство организации может также установить поощрения другим работникам организации, которые способствовали заключению лицензионного соглашения, а также отчисления средств на поощрение сотрудников министерства или агентства из тех сумм, которые остаются после расчетов с автором (изобретателем) и соавторами, но не более 30% от общего объема поступлений;
- организация не вправе расходовать средства, полученные в виде лицензионных или других платежей за использование результата интеллектуальной деятельности (изобретения), пока не произведет расчет с авторами и другими работниками согласно принципам, установленным в данном пункте.
2. Оставшаяся сумма лицензионных платежей направляется на финансирование проведения научно-технических исследований и приобретение оборудования для организации-разработчика.

ГЛАВА 5
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ СОВМЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья 18. Бюро исследований и применения технологий

1. Каждый государственный научный центр, университет или группа таких центров или университетов на коллективной основе в пределах текущего финансирования создают бюро исследования и применения технологий, разрабатываемых соответствующими центрами и университетами.
2. В сферу деятельности бюро исследований и применения технологий входит подготовка и поддержка инновационных проектов с применением разработок данного центра или университета; сбор и распространение информации о продуктах, методиках и услугах, разработанных в рамках исполнения государственных контрактов или государственных программ для использования на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Статья 19. Распространение научно-технической информации

1. В целях распространения научно-технической информации и координации этой деятельности создается национальная информационная служба, включающая государственные центры научно-технической информации. Порядок формирования и деятельности национальной информационной службы определяется правительством страны.
2. Национальная информационная служба формирует и поддерживает базы данных об имеющихся научно-технических разработках, включая зарегистрированные ноу-хау, а также информацию о потребностях в научно-технической информации субъектов федерации (для федеративных государств), муниципальных образований и промышленных предприятий, в том числе предприятий малого бизнеса, обеспечивает научно-технической информацией органы власти на региональном уровне и органы местного самоуправления по их запросам.
3. Если в базах данных национальной информационной службы имеется достаточная для удовлетворения запроса информация, она предоставляется бесплатно или с оплатой услуг по обработке запроса и передаче информации. Если для подготовки ответа на запрос необходимо провести дополнительное исследование, то национальная информационная служба должна передать запрос в государственную научную организацию соответствующего профиля деятельности.

Статья 20. Консорциум государственных научных центров
по передаче технологий

1. Настоящим Законом учреждается консорциум государственных научных центров по передаче технологий, который обеспечивает:
а) разработку и распространение учебных курсов и программ по передаче технологий, информации о коммерческом потенциале организаций, входящих в консорциум;
б) оказание помощи членам консорциума в передаче технологий;
в) передачу в центры обмена информацией, национальную информационную службу запросов о потребностях в технической помощи со стороны органов государственной власти субъектов федерации (для федеративных государств), органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Членами консорциума могут быть все государственные научные центры, институты национальной академии наук и другие исследовательские организации или учреждения, желающие присоединиться к консорциуму, а также государственные университеты, проводящие научно-исследовательские работы.
3. Вопросы материального и организационного обеспечения консорциума возлагаются на президиум национальной академии наук.

ГЛАВА 6
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГОСУДАРСТВА НА ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Статья 21. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве
и экспортные контракты

1. При заключении соглашений о научно-техническом сотрудничестве с зарубежными организациями и (или) экспортных контрактов на поставку наукоемкой продукции, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, полученные при бюджетном финансировании, в установленном настоящим Законом и другими законами порядке проводится выявление патентоспособных результатов и проверка экспортируемой продукции на патентную чистоту. Выявление результатов, патентоспособных по национальному законодательству и (или) по законодательству других стран, осуществляется на основе информации, представляемой непосредственными руководителями и исполнителями работ, в ходе выполнения которых созданы соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
2. Если иностранная сторона по экспортному контракту берет на себя ответственность по возможным претензиям третьих лиц в отношении нарушения их патентных прав, а также гарантирует сохранение конфиденциальности в отношении технических решений, использованных в экспортируемой продукции, то проверка этой продукции на патентную чистоту не обязательна.

Статья 22. Обязательная инвентаризация патентоспособных
результатов при осуществлении научно-технического
сотрудничества

1. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 настоящего Закона, в обязательном порядке проводится выявление (инвентаризация) патентоспособных технических решений, использованных в экспортируемой продукции или в вывозимых для демонстрации за рубежом образцах изделий. Выявлению подлежат технические решения, патентоспособные внутри страны и (или) в стране предполагаемого экспорта, а также в третьих странах, если патентование в третьих странах угрожает национальным интересам страны.
2. Руководство проведением инвентаризации осуществляет орган управления экспортера. Инвентаризация может осуществляться как специалистами - представителями этого экспортера, так и с привлечением специалистов сторонних организаций.
3. В случае заключения экспортного контракта через государственного посредника обязанности по проведению инвентаризации возлагаются на государственного посредника.
4. Результаты инвентаризации оформляются актом и представляются в установленном порядке в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль внешнеэкономической деятельности.
5. При выявлении по итогам инвентаризации патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности по каждому из них должно быть принято одно из следующих решений:
- патентование выявленного результата в стране и (или) за рубежом;
- сохранение информации о выявленном результате в режиме коммерческой тайны (ноу-хау) с соблюдением всех необходимых мер, включая соответствующие обязательства со стороны иностранного партнера;
- опубликование информации или иной способ лишить данный результат патентоспособности в целях предотвращения его патентования третьими лицами.
Принятое решение отражается в акте инвентаризации.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Контроль в сфере реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности

1. В целях повышения эффективности деятельности в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в стране осуществляется государственный и общественный контроль.
2. Государственный контроль в стране предусматривает парламентский контроль, судебный контроль, финансовый контроль и специальный контроль, осуществляемый компетентными государственными органами страны в соответствии с национальным законодательством.
3. Парламентский контроль осуществляют парламент страны и уполномоченный государства по правам человека.
4. Конституционный суд страны осуществляет контроль за конституционностью правовой основы государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном национальным законодательством. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют судебный контроль за реализацией этой политики в порядке, установленном национальным законодательством.
5. Финансовый контроль за использованием средств государственного бюджета, направленных на исполнение государственных контрактов и проведение совместных исследований при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, осуществляют в пределах своей компетенции счетная палата, министерство финансов, казначейство, национальный банк страны, финансовые и контрольно-счетные органы субъектов федерации (для федеративных государств) во взаимодействии с финансовыми органами муниципальных образований и лицами, осуществляющими функции аудита.
6. Специальный контроль осуществляют контрольные органы администрации главы государства, правительства страны, правоохранительных органов и иных государственных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции, установленной национальным законодательством.
7. Общественный контроль в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Закона осуществляется субъектами, не являющимися органами государственной власти и органами местного самоуправления, в пределах полномочий, предусмотренных конституцией страны и национальными законами. Общественный контроль осуществляется за:
- соответствием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их учреждений настоящему Закону, иному национальному законодательству, целям и принципам государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности;
- соблюдением международных обязательств государства в этой сфере; эффективностью системы государственного регулирования в данной сфере; эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование соответствующих государственных программ в области науки и технологий; исполнением нормативных правовых актов в этой сфере.
8. Органы контроля, перечисленные в пунктах 5-6 настоящей статьи, уведомляют уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области науки и технологий о выявленных ими в ходе осуществления указанных видов контроля нарушениях, принятых мерах, а также направляют в его адрес при необходимости соответствующие материалы.
Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области науки и технологий обобщает полученные в соответствии с настоящим пунктом материалы и разрабатывает обязательные для учета предложения по совершенствованию государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Закона и иных законов страны при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности осуществляют генеральный прокурор страны и подчиненные ему прокуроры.

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Законом

Предложить главе государства и поручить правительству страны привести нормативные правовые акты государства в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу и внести в парламент страны проект закона о внесении изменений и дополнений в национальные законодательные акты, вытекающих из настоящего Закона.